Необрастающие (Антифоулинг) лакокрасочные покрытия
Необрастающие (Антифоулинг) лакокрасочные покрытия

   Защита подводной части судов и буровых платформ от обрастания водорослями и моллюсками является важной мерой, повышаюшей эффективность эксплуатации судов поскольку обрастание подводной части приводит к падению скорости судна и перерасходу топлива. С ужесточением экологических требованиий важное значение приобраетают необрстающие(противообрастающие) ЛКМ не содержащие оловоорганические соединения. Необрастающие лакокрасочные покрытия, предлагаемые Русспецкоут соответствуют требованиям IMO, Речного и Морского Регистров России и предназначены для защиты всех классов судов и буровых платформ при строительстве и ремонте.

   Обрастание как биоценоз – важная часть экосистем морей и океанов, тесно связанная с окружающей средой. В пелагиали сосредоточены личинки обрастателей: здесь проходит их личиночный период, иногда заключая в своем развитии несколько стадий, и служат другим гидробионтам, малькам рыб, рыбам – планктофагам пищей. Как будет развиваться обрастание, будет зависеть от физико-химических факторов морской среды, видового разнообразия и численности личинок, готовых к оседанию, от сложных межвидовых и внутривидовых взаимоотношений в формирующимся биоценозе, от качественного и количественного состава фито- и зоопланктона.




   Суда, несмотря на большую скорость хода, находясь в море , океане или на стоянках в порту - обрастают и это является большим экономическим ущербом для стран, имеющих судоходные компании. Снижение скорости судна, увеличение расхода топлива, потеря времени и средств, простои, изнашиваемость судна – в результате миллионые потери: так, постановка судна в док обходится более 1 млн.рублей, а мировой ущерб от обрастания оценивается в более 300 триллионов рублей.
   В пелагиали находятся личинки донных животных. В естественных условиях биомасса бентоса всегда мень- ше, чем обрастания, в том числе и судов. Так, в Черном море максимальная биомасса на мидиевом ракушечнике 37 кг/ кв.м, а на искусственном субстрате за год – 100 кг/ кв.м.
   В Азовском море на искусственных грунтах биомасса балануса Balanus improvisus 923 г/ кв.м, за год на экспериментальных пластинах достигает 6 кг/кв.м. Сообщество обрастания на судах, плавающих по Азовскому морю и Керченскому проливу, достигает биомассы 7-24 кг/кв.м, и скорость судна понижалась на 7-32%. В Каспийском море, благодаря судам, за последние 10 лет биомасса оброста после расселения новых вселенцев увеличилась в 12-16 раз, т.е. экономический ущерб еще более увеличился.
Гидробионты обрастания, окруженные водой с большим содержанием кислорода, чем донные животные, с большим притоком пищи, избавленные от заиления, с меньшим количеством органического вещества, имеют лучшие условия для жизнедеятельности, чем популяции тех же видов на естественных грунтах.
   Суда способствуют расселению организмов обрастания из одного региона Мирового океана в другой. Одни могут акклиматизироваться в новом районе и могут сыграть положительную роль в повышении продуктивности моря или стать причиной нарушения стабильности экосистемы; найдя оптимальные условия для развития и роста, увеличить существующую биомассу обрастания, или же стать угрозой для промышленных предприятий, использующих морскую воду.





Методы предотвращения обрастания. 
   Многолетние исследования доказали, что самым действенным методом предотвращающим обрастание подводной частисудов (в особенности современных скоростных) является применение эффективных противообрастающих (антифоулинг) лакокрасочных материалов. Как новые так и поврежденные лакокрасочные покрытия, применяемые для защиты корпуса судов ниже ватерлинии, зачастую полностью разрушаются либо повреждаются, если дополнительно они не защищены противообрастающими красками. 
   Противообрастающие краски бывают различных типов: в основном используются контактные и самополирующиеся. 
   Выбор типа необрастайки зависит от: класса судна условий эксплуатации: река-море, море, пресноводные моря, реки, озера; длительности периода навигации; климатического района плавания судна: северные широты, умеренный климат, тропический и субтропический климат; особенностей процесса обрастания в регионе плавания и междокового периода. Противообрастающая (антифоулинг) краска состоит из: 
пленкообразующей основы, специальных действующих веществ (непосредственно предотвращающих обрастание подводной части корпуса судна), наполнителей, пигментов и растворителей.    Необрастающая краска по цвету должна резко отличаться от цвета краски промежуточного слоя, что обеспечивает контроль правильности их нанесения.
    К примеру один из важных компонентов необрастающей краски металл(в самополеруйке цинк-а не медь может быть), выделяется со скоростью превышающей 10 мг см2 за 24 часа. Такая скорость эффективно предотвращает обрастание основными видами биологических обрастателей. Концентрация действующего вещества в необрастающих красках хорошего качества понижается постепенно, в сравнении с ее исходным показателем, что обеспечивает стабильную защиту на весь междоковый период. Другие антиобрастающие краски, эффективные сразу после спуска судна на воду и в течение нескольких последующих месяцев резко теряют эффективность из-за снижения эмиссии действующего вещества менее критического уровня. Важнейшее свойство необрастающих красок равномерно обеспечивать эффективную скорость выщелачивания в течение заданного времени.

Русспецкоут предлагает различные типы современных необрастающих покрытий:

- Эмагард (Ru);

- Эмагард Self (Ru);

- Эмагард S (Ru)








 

















Срок службы противообрастающего покрытия определяется состоянием антикоррозионной системы, толщи- ной нанесенных слоев, уровнем эксплуатации, скоростью судна, районом плавания и т. д. 





Специалисты ООО "Русспецкоут" готовы предоставить технические консультации и рекомендации по схемам покрытий для антикоррозионной защиты объектов в различных агрессивных средах.