Мировая статистика аварийности флота показывает, что наиболее опасным видом разрушения инженерных конструкций являются хрупкие разрушения.
Они происходят внезапно и распространяются с большой скоростью. Причинами этих хрупких разрушений являются дефекты типа коррозионно-усталостных трещин, часто возникающих при эксплуатации судов в районе сварных швов, конструктивных и технологических дефектов различного происхождения: в районах концентраторов напряжений при резких изменениях сечения элементов, в местах пересечения различных элементов судового набора, в вырезах, в конструктивных элементах.
Такие явления часто возникают в корпусных конструкциях в районе балластных танков.
Кроме того, выброс за борт балластной воды с остатками перевозимых грузов и продуктами коррозии железа оказывает вредное влияние на состояние окружающей среды.
Все указанные причины вынуждают мировые законодательные органы разработать и принять требования к средствам защиты от коррозии балластных танков морских судов.
Комитет по безопасности на море (ИМО) на своей 63 сессии одобрил поправки к Конвенции СОЛАС-74, добавив новое правило II-1/14-1, требующее, чтобы системы предотвращения коррозии были предусмотрены в балластных танках забортной воды новых навалочных и нефтяных танкеров.
Правило ИМО СОЛАС II-1/14-1, раздел 6, вступило в силу в 1998 г. и требует следующее:
Техническое обслуживание системы противокорро- зионной защиты (СПЗ) должно быть включено в об- щий план технического обслуживание судна. Эффек- тивность СПЗ должна подтверждаться на протяжении всей жизни судна администрацией или организацией по расширенной программе обследований во время инспекторской проверки навалочников и нефте- наливных судов.
Наиболее эффективным способом осуществления СПЗ является ремонт любых дефектов во время об- следований в процессе эксплуатации (например: точечной коррозии, местных разрушений и т.д.). Повторная окраска всех поверхностей, имеющих дефекты, должна проводиться в соответствии со спецификацией изготовителя.
Российский Морской Регистр судоходства в Правилах классификации и постройки судов 1995 г. издания принял пункт 1.1.4.7 (Часть II. Корпус), который гласит, что при постройке во всех случаях внутренние поверхности балластных танков и цистерн должны иметь антикоррозионные покрытия, выполненные по признанной Регистром технологии. Применение стойких лакокрасочных покрытий в балластных танках не устраняет вовсе возможность появления и распространения коррозионно-усталостных трещин, но можно считать вполне доказанным, что качественное нанесение современных коррозионно-стойких лакокрасочных покрытий обеспечивает повышение коррозионно-усталостной прочности и трещиностойкости судо- строительных материалов, что значительно увеличивает ресурс корпусных конструкций.
Антикоррозионные продукты завода Эмлак® рекомендуемые для окраски балластных танков:
- Эмлак Праймер 199 (Ru);
- Эмлак Праймер 288 (Ru);
- Эмакор 4211 (Ru);
- Эмакоут 5335 (Ru)
Наиболее эффективная защита балластных танков обеспечивается сочетанием лакокрасочных покрытий и алюминиевых либо цинковых протекторов. Такой метод защиты позволяет обеспечить снижение общей скорости коррозии и предотвращает возникновение местных коррозионных и коррозионно-механических разрушений судовых конструкций. Комплексная защита обшивки балластных танков судов всех классов лакокрасочными покрытиями завода Эмлак® в сочетании с установкой протекторов обеспечивает эффективную защиту для требуемого снижения или предотвращения коррозии.
Специалисты компании Русспецкоут® готовы предоставить технические консультации и рекомендации по схемам покрытий для антикоррозионной защиты объектов в различных агрессивных средах.